Дрессированные собаки издавна служат артистами-профессионалами на аренах цирка и в кино. Иногда собаки «играют» и на сценах театров.
В Большом театре в Москве дрессированные овчарки появлялись на сцене в опере «Судьба человека». Правда, там им поручали только негативные роли, однако исполняли они их чудесно.
Собаки часто выступают и в роли киноактеров. Причем исполняют они и эпизодические, и главные роли.
Миллионам телезрителей понравился пес Шарик в польском кинофильме «Четыре танкиста и собака».
Немецкая овчарка Шарик из этого телесериала сразу же стала самым популярным псом в Польше. Настолько популярным, что полицейские кинологи в Сулковицах под Варшавой увековечили ее память. Они открыли выставку, посвященную Шарику, главным экспонатом которой является чучело заслуженного пса, умершего от старости. Чучело второго Шарика находится на складе, а от третьего кинопса, к сожалению, остался один скелет, на котором курсанты-новички постигают сейчас азы собачьей анатомии.
Никакой ошибки тут нет - дело в том, что в знаменитом телесериале Шариков было три. Два участвовали в съемках, а третий находился "на скамейке запасных". Свою работу в фильме собаки "делили": во всех сценах с экипажем знаменитого танка Т-34 и в крупных планах снимался Шарик-1, чучело которого украшает сейчас библиотеку. Шарик-2 был отличным драчуном, и поэтому его снимали в сценах погонь, схваток и потасовок. Шарика-3 до съемок так и не допустили, поскольку дублер оказался не нужным.
Героев отечственного фильма «Ко мне, Мухтар» (1964 г.) - младшего лейтенанта Глазычева и его служебную собаку знают все. А вот как снимался фильм, известно не каждому. Автор сценария И. Меттер рассказывал о том, кто и как играл Мухтара.
Для съемок киностудия приобрела трех собак: в фильме надо было дублировать роли, да и события разворачивались на протяжении длительного времени. Необходимо было показать Мухтара молодым, зрелым и старым. Съемки начались зимой в Подмосковье. Начали снимать эпизод, где служебно-розыскной пес Мухтар со своим проводником Глазычевым идет по следу бандита, который убил колхозного сторожа.
Ночь, метель, следы бандита заметает поземка. Во время киносъемок не ждут настоящей метели. Ее создают сами с помощью ветрогона - мощного двигателя, который приводит в движение огромный пропеллер самолета, поднимающий тучи снежной пыли. Именно здесь операторов и кинорежиссера ждало полно разочарование. Служебно-розыскной пес Буран, которого взяли на время съемок фильма из московской милиции, спасовал. Когда его подвели к ветрогону, он жалобно заскулил, поджал хвост и убежал как можно дальше. Но ведь он не был трусом, этот Буран. О нем рассказывали, что он бесстрашно бросался на человека, который стрелял метко, сбивал с ног преступников, размахивающих ножом. В общем, с ветрогоном пес не сработался. Когда взяли другую собаку, результат оказался тот же.
Ю.Никулин с сыном Мухтара, своего верного друга из фильма "Ко мне, Мухтар!"
Тогда на роль Мухтара запросили пса Дейка, воспитанного киевским сантехником Михаилом Длыгачем. Их срочно доставили самолетом на съемки фильма. Все с нетерпением и интересом ожидали реакции Дейка на работу ветрогона. Не испугается ли он шума и грохота искусственного урагана? Однако пес выдержал экзамен на «пять с плюсом». Дейк и ухом не повел в сторону ревущего ветрогона. Возможно, сказалось то, что он часто бывал со своим хозяином на.аэродромах. Кроме того, у этого пса было чрезвычайно развито чувство собственного достоинства. Он с хозяином держался на равных, без проявления обычной собачьей лести и холуйства. Но все команды выполнял безукоризненно.
В кинокартине все видели, что Мухтар любит своего хозяина, роль которого играет Юрий Никулин, слушает каждое его слово. В действительности же Дейк и другие собаки-дублеры совсем не реагировали на команды Никулина. Команды собакам подавали их воспитатели, которые находились здесь же, рядом, но стояли, как говорят, за кадром. И псы исполняли только то, что им приказывали их хозяева.
В процессе съемок Длыгач и Юрий Никулин подружились. Постепенно привык к артисту и Дейк, который знал, что хозяин называет его просто Юра. За два месяца до окончания съемок, работа проводилась уже на киностудии в Москве, Никулин предложил Длыгачу:
- Переезжай, Мишка, вместе с Дейком ко мне домой. Чего тебе скитаться по гостиницам, да и с псом я подружусь еще больше...
На самом деле Никулин совсем привык к Дейку. И когда пришло время разлуки, он даже затосковал. После окончания съемок он поехал провожать Михаила на Киевский вокзал. Прогуливаясь по перрону с Длыгачем, Никулин не без гордости сказал:
- А все-таки, Мишка, Дейк полюбил меня больше, чем тебя!
- Почему ты так думаешь? — спросил Длыгач.
- А потому, что каждое утро в восемь часов Дейк подходил к моей кровати, тыкался в меня носом и просил, чтобы я вышел с ним погулять. Меня просил, а не тебя!
- Видишь ли, — ответил Длыгач, — каждое утро без пяти восемь он пробовал разбудить меня, но я говорил ему: «Иди к Юре!». После этого он и шел к тебе...
Екатерина Полянская
Источники: В.Т.Пономарев "Искусство дрессировки", Animal Planet, сайты http://www.kultura-portal.ru, http://konkretno.ru, http://bestkom.narod.ru и др.